школьный психолог

История нашей школы.

Официальные документы.

Ученикам.

Программа развития.

Программа информатизации.

Информация для родителей.

Предметные странички.

Наша жизнь.

Школьный психолог.

Фотоальбом.

Перечень учебников.

В помощь классному руководителю.

НА ГЛАВНУЮ

 

 

Адаптация первоклассников в школе.

 

Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является период адаптации в школе. Обычно он составляет от 1 до 2 месяцев. В этот период некоторые дети могут быть очень шумными, крикливыми, без удержу носятся по коридорам, отвлекаются на уроках, даже могут вести себя развязно с учителями: дерзить, капризничать. Другие очень скованы, робки, стараются держаться незаметно, слушают, когда к ним обращаются с вопросом, при малейшей неудаче, замечании плачут. У некоторых детей нарушается сон, аппетит, они становятся очень капризны, появляется интерес к игрушкам, играм, книгам для очень маленьких детей. Увеличивается количество заболеваний, которые называют функциональными отклонениями, они вызваны той нагрузкой, которую испытывает психика ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, в связи со значительным увеличением тех требований, которым ребенок должен отвечать. Конечно, не у всех детей адаптация к школе протекает с подобными отклонениями, но есть первоклассники, у которых этот процесс сильно затягивается. У некоторых полноценной адаптации к школе на 1 году обучения так и не происходит (это может протекать и на фоне хорошей успеваемости). Такие дети часто и подолгу болеют, причем болезни носят психосоматический характер, эти дети составляют группу риска с точки зрения возникновения школьного невроза.

Некоторые дети к середине дня оказываются уже переутомленными, т.к. школа для них является стрессогенным фактором, уже дорога в школу для многих требует повышенного внимания, напряжения. На протяжении дня у них не бывает возможности полного расслабления, как физического, так и умственного, эмоционального. Некоторые дети невеселы уже по утрам, выглядят переутомленными, у них появляются головные боли и боли в области живота: страх, тревога перед предстоящей работой в классе, из-за расставания с домом, родителями столь велик, что ребенок в некоторые дни не может идти в школу. У некоторых детей по утрам развивается рвота.

Чтобы определить, как можно помочь ребенку адаптироваться в школе, надо знать некоторые психологические особенности возраста 6-7 летнего ребенка.

К 6 - 7 годам повышается подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения. Но процессы возбуждения все еще превалируют над процессами торможения, что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная активность, сильная эмоциональная возбудимость. В физиологическом плане надо отметить, что в 6 - 7 летнем возрасте созревание крупных мышц опережает развитие мелких, и поэтому детям легче выполнять сравнительно сильные, размашистые движения, чем те которые требуют большой точности, поэтому дети быстро устают при выполнении мелких движений (письмо).

Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, но в целом большинство детей испытывает высокую утомляемость, вызванную еще и дополнительным, не свойственным для данного возраста, школьными нагрузками (приходится много сидеть при жизненной потребности в движении). Работоспособность ребенка резко падает через 25 - 30 минут после начала урока и может резко снизиться на 2-ом уроке. Дети сильно утомляются при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. Все это надо учитывать, имея в виду уже упоминавшуюся возбудимость детей.

С поступлением в школу в жизни ребенка происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется новый для ребенка вид деятельности - учебная деятельность,
2,5 - 4 года - "Я сам" - игра с предметами (кубики, мячики).
5-6 лет - "Я - пилот" - ролевая игра.
6-7 лет - "Я - ученик, я - школьник" - учебная деятельность.

На основе этой новой деятельности развиваются основные психологические новообразования: в центр сознания выдвигается мышление. Таким образом, мышление становится доминирующей психической функцией и начинает определять постепенно и работу всех других психических функций ( памяти, внимания, восприятия). С развитием мышления другие функции тоже интеллектуализируются и становятся произвольными.

Развитие мышления способствует появлению нового свойства личности ребенка - рефлексии, то есть осознания себя, своего положения в семье, классе, оценка себя как ученика: хороший - плохой. Эту оценку "себя" ребенок черпает из того, как относятся к нему окружающие, близкие люди. Согласно концепции известного американского психолога Эриксона, в этот период у ребенка формируется такое важное личностное образование как чувство социальной и психологической компетентности или при неблагоприятных условиях - социальной и психологической неполноценности.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?

1. Хроническая неуспешность.

В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.

Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу, мне до сих пор снится моя первая учительница в кошмарных снах".

Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

Причины, приводящие к неуспешности:

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов. В семьях, где чаще бывали конфликты между супругами, ребенок растет тревожным, нервным, неуверенным, т.к. семья не может удовлетворить его основные потребности в безопасности и любви, следствие: общая неуверенность в себе и склонность панически реагировать на некоторые трудности автоматически переносятся на школьную жизнь.

3. Завышенные ожидания родителей. Нормальные средние успехи ребенка воспринимаются ими как неудачи. Реальные достижения не учитываются, оцениваются низко. Следствие: растет тревожность, падает стремление к достижению успеха, уверенность в себе, формируется низкая самооценка, которая закрепляется низкой оценкой окружающих. Часто родители, пытаясь преодолеть трудности, добиться лучших (с их точки зрения) результатов, увеличивают нагрузки, устраивают ежедневные дополнительные занятия, заставляют по несколько раз переписывать задания, чрезмерно контролируют. Это приводит к еще большему торможению развития.

2. Уход от деятельности.

Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

Игры в уме становятся основным средством удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых. В случае своевременной коррекции прогноз развития благоприятный, и тогда ребенок редко попадает в отстающие.

В противном случае, привыкнув удовлетворять свои потребности в фантазиях, ребенок мало обращает внимание на неудачи в реальной деятельности, и у него не формируется высокий уровень тревожности, но это препятствует полной реализации возможностей и способностей ребенка и приводит к пробелам в знаниях.

Как помочь?

1. Внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.

2. Дать возможность ребенку развернуть в деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).

3. В этой деятельности обеспечить сразу успех, внимание, эмоциональную поддержку.

3. Негативистская демонстративность.

Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.

Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.

4.Вербализм.

Дети, развивающиеся по такому типу, отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан, прежде всего, с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает.

Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка.

Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность , а это путь к хронической неуспешности.

Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.

Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

4. Психофизический инфантилизм.

Отставание в психическом развитии, которое прослеживается в дошкольных формах поведения, демонстрирует интересы и потребности дошкольника.

Такой "психологический дошкольник" не считает важным и серьезным требования школы, поэтому тревожность не возникает, школьные оценки беспокоят учителя и родителей, но не его. Неуспехи не переживаются как травмирующие. При хронической неуспешности самооценка занижена, при инфантилизме - не сформирована.

5. "Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.

За этим может стоять все, что угодно.

1)сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.

Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то,    что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе.

Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители - учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.

Вот некоторые рекомендации.

День ребенка

1.Пробуждение

2.Выход в школу

3.Возвращение из школы

4.Домашние задания.

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников.

Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими

детьми (вспомните свое детство)                                            
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Соблюдение правил безболезненного оценивания школьных успехов должно сочетаться с поисками такой деятельности, в которой ребенок, может быть, реализует себя и с поддержанием ценности этой деятельности. В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т.д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.

Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.

Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему.

Как это можно сделать?

1. Не показывать ребенку свою озабоченность его школьными успехами

2. Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т.п.

3. Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым, обрести веру в себя.

Это поможет снижению тревоги, а так как ребенок на уроках все же работает, то у него накапливаются некоторые достижения. Благодаря такой девальвации школьных ценностей, можно предупредить самый отрицательный результат - неприятие, отвержение школы, которая в подростковом возрасте может перейти в асоциальное поведение.

Таким образом, нельзя допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих школьных неудачах, ему надо найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен самоутверждаться. А это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем больше родители фиксируют ребенка на школе, тем это хуже для его школьных успехов, тем хуже для его личности.

Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации.

1. Четкое распределение, регуляция родительского внимания к ребенку по формуле " уделять ребенку внимание не только когда он плохой, а когда он хороший и больше, когда он хороший". Здесь главное замечать ребенка, когда он незаметен, когда он не выкидывает фокусов, надеясь привлечь внимания.

Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Эмоциональность для такого ребенка не наказание, а поощрение его ассоциативного способа привлечения внимания. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное).

Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). «Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором» и т.д.

2. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Родители должны твердо оценить действенность этих рекомендаций и должны осознать, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет не к снижению, а к взрыву негативизма, сопротивлению со стороны ребенка. Когда ребенок обнаружит, что средства, которые он до сих пор использовал, чтобы добиться внимания, перестали действовать, то первое, что он станет делать - это "прошибать стену лбом", то есть усилит свои средства воздействия на родителей. Но родители должны научиться, за этим слышать детский крик о помощи, призыв к любви, вниманию, а не к наказанию (физическому), отвержению. Здесь не надо срываться. Спокойно лишить внимания, не наказывать, не ругать. А когда приступ истерики пройдет, и ребенок успокоится, найдет себе занятие, вот здесь и проявить любовь, нежность, внимание (почитать, поиграть, вместе что-то поделать).

День ребенка (по Джойнотт) Пробуждение.

Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут".

Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам.

Можно включить погромче радио.

Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает.

Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". "Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол".

Выход в школу.

Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, очки; лучше протянуть их, молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности.  "Вот твои очки" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам класть очки".

Не ругать и не читать нотаций перед школой. На прощание лучше сказать: "Пусть все сегодня будет хорошо", чем "Смотри, веди себя хорошо, не балуйся". Ребенку приятнее услышать доверительную фразу: "Увидимся в два часа", чем "После школы нигде не шляйся, сразу домой".

Возвращение из школы.

Не задавать вопросы, на которые дети дают привычные ответы.

- Как дела в школе?

- Нормально

- А что сегодня делали?

- А ни чего

- Что получил? И т.д.

Вспомните себя, как порой раздражал этот вопрос, особенно когда оценки не соответствовали ожиданию со стороны родителей ("им нужны мои оценки, а не я"). Понаблюдайте за ребенком, какие эмоции "написаны" у него на лице. ("День был трудный? Ты, наверное, еле дождался конца. Ты рад, что пришел домой?").

"Папа пришел". Пусть отдохнет, почитает газеты, не надо обрушивать на него все жалобы и просьбы. Пусть когда вечером, за ужином, вся семья в сборе, можно поговорить, но за едой лучше о хорошем, по душам. Это сближает семью.

Пора спать.

Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить.

Советы выпускникам:

Как подготовиться к сдаче экзаменов

Как подготовиться психологически?

Для того, чтобы в кризисной ситуации не терять головы, необходимо не ставить перед собой сверхзадачи для достижение сверхцели. Не стоит дожидаться, пока  ситуация станет катастрофической.

Начинай готовиться к экзамену заранее, понемногу, по частям, сохраняя спокойствие.

Если очень трудно собраться с силами и с мыслями, старайся запомнить сначала самое легкое, а потом переходи к изучению трудного материала.

Ежедневно выполняй упражнение, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

Что делать, если устали глаза?

В период подготовки к экзаменам увеличивается нагрузка на глаза. Если устали глаза, значит, устал и организм, ему может не хватить сил для выполнения экзаменационного задания. Нужно сделать так, чтобы глаза отдохнули.

 

Выполни два любых упражнения:

- посмотри попеременно вверх-вниз (25 сек.), влево - направо (15 сек.)

- напиши глазами свое имя, отчество, фамилию

- попеременно фиксируй взгляд на удаленном предмете ( 20 сек.),

потом на листе бумаги перед собой (20 сек.)

- нарисуй квадрат, треугольник – сначала по часовой стрелке, потом в противоположную сторону.

 

Режим дня

Раздели на три части:

готовься к экзаменам 8 часов в день,

занимайся спортом, гуляй на свежем воздухе – 8 часов,

поспи не менее 8 часов, если есть желание и потребность, сделай себе тихий час после обеда.

 

Питание

Питание должно быть 3- разовым, калорийным и богатым витаминами. Употребляй в пищу грецкие орехи,

Рыбу, мясо, овощи, фрукты, шоколад. Еще один совет: перед экзаменами не наедаться.

 

Место для занятий

Организуй правильно свое рабочее место. Поставь на стол предметы или картинку в желтой и фиолетовой тональности, поскольку эти цвета повышают интеллектуальную активность.

 

Как запомнить большое количество материала?

Повторяй материал по вопросам. Вначале вспомни весь материал и кратко запиши все, что знаешь, и лишь затем проверь правильность дат, основных фактов. Читая учебник, выделяй главные мысли – это опорные пункты ответа. Научись составлять краткий план ответа отдельно на каждый вопрос на маленьких листочках, в последний день перед экзаменом просмотри листочки с кратким планом ответа.

 

Как развить мышление

1.     Хочу быть умным – научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и  молчать, когда нечего больше сказать.

2.     Знания невозможно приобрести без мыслительных усилий, но и само мышление невозможно без знаний.

3.     Развивать мышление – это насыщать свой ум знаниями. Источники знаний могут быть самыми разнообразными: школа, книги, телевидение, люди. Они дают информацию о предметах и явлениях, о человеке.

4.     Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «почему?» и «как?». Учись ставить вопросы и искать ответы на них.

5.     Мышление активизируется тогда, когда готовые стандартные решения не дают возможности достичь желаемого результата. Поэтому для развития мышления важно формировать умение видеть предмет или  явления с разных сторон, замечать новое в привычном.

6.     Способность замечать в  предмете или явлении различные признаки, сравнивать между собой предметы или явления – необходимое свойство мышления.

7.     Чем больше признаков, сторон объекта видит человек, тем более гибко и совершенно его мышление. Это умение можно тренировать в играх на сообразительность, в решении логических задач и головоломок.

8.     Мышление и речь неразрывны. Непременное условие развития мышления – свободное изложение прочитанного, участие в дискуссиях, активное использование письменной речи, пересказ другому того, что не до конца  понимаешь сам.

 

Некоторые закономерности запоминания

1.     трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

2.     При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

3.     Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

4.     Эффективнее больше времени тратить на повторение по памяти, чем на простое многократное чтение.

5.     Если работаешь с двумя материалами – больше и поменьше, разумно начинать с большого.

6.     Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

 

Условия поддержки работоспособности

1.     Чередовать умственный и физический труд.

2.     В гимнастических упражнениях предпочтение следует отдавать кувырку, свече, стойке на голове, так как усиливается приток крови к клеткам мозга.

3.     Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут ( оторвать глаза от книги, посмотреть вдаль).

4.     Минимум телевизионных передач.

 

Какую одежду лучше одеть на экзамен?

Одежда должна быть спокойных тонов. Постарайся избегать чересчур ярких, кричащих цветовых сочетаний в одежде, слишком вызывающих деталей костюма, чтобы не спровоцировать отрицательных эмоций у людей, с которыми предстоит вступить в контакт во время экзамена. Всегда помните о чувстве меры. Нечего лишнего! А вот после экзамена – все что хотите.

 

Рекомендации по поведению до и в момент экзамена

1.     За день до начала экзамена постарайся нечего не делать. Если ты чего-то не доучил, лучше не пытайся «Перед смертью не надышишься». Отдыхай, развлекайся и постарайся забыть о предстоящем экзамене.

2.     Перед экзаменом обязательно хорошо выспись.

3.      И вот ты перед дверью класса. Успокойся! Скажи несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» Иди отвечать в первых рядах. Чем дольше ты не будешь заходить и оставаться в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенности, страха.

4.     Приведи в порядок свои эмоции, соберись мыслями.

5.     Смело входи в класс, с уверенностью, что все получится.

6.     Сядь удобно, выпрями спину, подумай о том, что ты выше всех, умнее, хитрее и у тебя все получится. Сосредоточься на словах «я спокоен, я совершенно спокоен!», повтори их несколько раз. Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение. В завершении сожми кисти в кулаки.

7.     Выполни дыхательные упражнения:

- сядь удобно

- глубокий вдох через нос ( 4-6 сек.)

- задержка дыхания ( 2-3 сек.)

8. Слушай внимательно, что бы не отвлекаться дальнейшим и не задавать       лишних вопросов об оформлении тестирования. Тебе все объяснят: как   заполнить бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.д.

9. Постарайся сосредоточиться и забыть об окружающих. Для тебя существуют только регламентирующие  время выполнения теста, и бланк с заданиями. Торопись не спеша. Читай задания до конца. Спешка не должна приводить к тому, что ты поймешь задание по первым словам, а концовку придумаешь сам.

10. Просмотри все вопросы и начни с тех, в ответах на которые ты не сомневаешься. Тогда ты успокоишься и войдешь в рабочий ритм. В любом тесте есть вопросы, ответы на которые ты прекрасно знаешь, только соберись с мыслями. Когда приступаешь к новому заданию, забудь все, что было в предыдущем - как правило, задания в тестах не связаны друг с другом.

11. Действуй методом исключения! Последовательно исключай те ответы, которые явно не подходят.

12. Если ты сомневаешься в правильности ответа, тебе сложно сделать выбор. Доверься своей интуиции.

13. Оставь время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы пробежать глазами и заметить явные ошибки.

14. Стремись выполнять все задания, но помни, что на практике это нереально. Ведь тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, а для хорошей оценки достаточно одолеть 70%  заданий.

 

Поведение во время ответа

Если экзаменатор – человек энергичный, то твой вялый, тихий ответ с большим количеством пауз может его разочаровать.

Если же экзаменатор – человек спокойный, уравновешенный, ты рискуешь вызвать у него неосознанное неудовольствие слишком оживленной мимикой, жестикуляцией и громким голосом.

Никогда не забывай о необходимости соблюдения чувства меры. Нечего лишнего!

 

Способы снятия нервно-психического напряжения

1.     Релаксация – напряжение-релаксация

2.     Спортивные занятия

3.     Контрастный душ

4.     Стирка белья

5.     Мытье посуды

6.     Скомкать газету и выбросить ее

7.     Газету порвать на мелкие кусочки, а затем выкинуть

8.     Слепить из газеты свое напряжение

9.     Закрасить газетный разворот

10. Громко спеть любимую песню

11. Покричать то громко, то тихо

12. потанцевать под музыку, причем как спокойную, так и «буйную»

13. Смотреть на горящую свечу

14. Вдохнуть глубоко до 10 раз

15. Погулять в лесу, покричать

16. Посчитать зубы языком с внутренней стороны

 

Советы родителям

Как помочь детям подготовиться к экзаменам

 

1.     Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

2.     Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно  сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок  в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».

3.     Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

4.     Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

5.     Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.

6.     Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

7.     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

8.     Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

9.     Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки из таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по  тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении  всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

13. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

14. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

- пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться, это поможет настроиться на работу

- внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым  словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать)

- если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться

- если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

 

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

 

 

 

 

 

 

Анкета для школьников (результат) 1.04.09 г.

7 кл. (16 чел.)

1. На территории школы мне предлагали наркотики                                         Да-0 чел.    Нет-16 чел.

2. Я подвергался физическому насилию на территории школы                       Да-0 чел.    Нет-16 чел.

3. На территории школы несовершеннолетние отбирали у меня деньги         Да-0 чел.    Нет-16 чел.

4. Я подвергался оскорблениям со стороны учителей                                       Да-0 чел.    Нет-16 чел.

5. В целом в школе я чувствую себя в безопасности                                         Да-13 чел   Нет- 3 чел.

6. В основном я удовлетворен взаимоотношениями и общением с

одноклассниками                                                                                               Да-10 чел.  Нет- 6 чел.

7. Своими достижениями в учебе я в общем доволен                                       Да- 13 чел. Нет- 3 чел.

8. Я нуждаюсь в помощи и защите                                                                      Да-8 чел.    Нет-  8 чел.

9. Какие учебные предметы вам не хочется учить и почему?_____________

англ. яз. – 1 чел

геометрия – 2 чел.

Физ-ра– 4 чел.

ИЗО- 1 чел.

Алгебра – 1 чел.

История – 3 чел.

Труд – 1 чел.

(потому что не понимаю, не пригодится в будущем)

10. С каким настроением ты чаще приходишь в школу: хорошим или плохим?

С хорошим – 12 чел.

С плохим- 4 чел.

11. Кто или что портит настроение_________________________________    оценки, одноклассники

 

12. Влияет ли твое настроение на учебу, получение отметок                         Да- 10 чел.   Нет-6 чел.

13. Если бы можно было, ты перестал ходить в школу?                                 Да- 5 чел.     Нет- 11 чел.

14. Чтобы ты хотел изменить в школе, если бы все мог________________

Открыл бы гардеробную, столовую и живой уголок.

 

 

 

Анкета для школьников (результат) 1.04.09 г.

8 кл. (20 чел.)

1. На территории школы мне предлагали наркотики                                         Да-0 чел.    Нет-20 чел.

2. Я подвергался физическому насилию на территории школы                       Да-0 чел.    Нет-20 чел.

3. На территории школы несовершеннолетние отбирали у меня деньги         Да-0 чел.    Нет-20 чел.

4. Я подвергался оскорблениям со стороны учителей                                       Да-0 чел.    Нет-20 чел.

5. В целом в школе я чувствую себя в безопасности                                         Да-13 чел   Нет- 7 чел.

6. В основном я удовлетворен взаимоотношениями и общением с

одноклассниками                                                                                               Да-16 чел.  Нет- 4 чел.

7. Своими достижениями в учебе я в общем доволен                                       Да- 6 чел.   Нет- 14 чел.

8.  Я нуждаюсь в помощи и защите                                                                     Да-3 чел.    Нет- 17 чел.

9. Какие учебные предметы вам не хочется учить и почему?_____________

англ. яз. – 2 чел

геометрия – 1 чел.

МХК – 1 чел.

(потому что не понимаю, не пригодится в будущем)

 

 

10. С каким настроением ты чаще приходишь в школу: хорошим или плохим?

С хорошим – 15 чел.

С плохим- 5 чел.

11. Кто или что портит настроение_________________________________    оценки

 

12. Влияет ли твое настроение на учебу, получение отметок                         Да- 19 чел.   Нет-1 чел.

13. Если бы можно было, ты перестал ходить в школу?                                 Да- 7 чел.     Нет- 13 чел.

14. Чтобы ты хотел изменить в школе, если бы все мог________________

Открыл бы гардеробную и столовую, изменил бы спорт. зал

 

 

Анкета для школьников (результат) 1.04.09 г.

9 кл. (19 чел.)

1. На территории школы мне предлагали наркотики                                         Да-0 чел.    Нет-19 чел.

2. Я подвергался физическому насилию на территории школы                       Да-0 чел.    Нет-19 чел.

3. На территории школы несовершеннолетние отбирали у меня деньги         Да-0 чел.    Нет-19 чел.

4. Я подвергался оскорблениям со стороны учителей                                       Да-0 чел.    Нет-19 чел.

5. В целом в школе я чувствую себя в безопасности                                         Да-12 чел   Нет- 7 чел.

6. В основном я удовлетворен взаимоотношениями и общением с

одноклассниками                                                                                               Да-11 чел.  Нет- 8 чел.

7. Своими достижениями в учебе я в общем доволен                                       Да- 7 чел.   Нет- 12 чел.

8.  Я нуждаюсь в помощи и защите                                                                     Да-5 чел.    Нет- 14 чел.

9. Какие учебные предметы вам не хочется учить и почему?_____________география- 3 чел.

химия – 6 чел.

англ. яз. – 3 чел

биология – 1 чел.

алгебра – 1 чел.

история – 1 чел.

литерат.-  1 чел.

физ-ра – 1 чел.

(потому что не понимаю, не пригодится в будущем)

 

 

10. С каким настроением ты чаще приходишь в школу: хорошим или плохим?

С хорошим – 13 чел.

С плохим- 6 чел.

11. Кто или что портит настроение_________________________________    ЕГЭ, экзамены, оценки,

Взаимоотношения в классе, между мальчиками и девочками

12. Влияет ли твое настроение на учебу, получение отметок                         Да- 18 чел.   Нет-1 чел.

13. Если бы можно было, ты перестал ходить в школу?                                 Да- 4 чел.     Нет- 15 чел.

14. Чтобы ты хотел изменить в школе, если бы все мог________________

отменил бы ЕГЭ,  аккредитацию, форму, исправил бы дисциплину.

 

 

 

Анкета для школьников 7-9 кл.

Школа_____________________

Класс______________________

Возраст____________________

Пол_______________________

Дата заполнения____________

 

Прочитайте внимательно предложения и обведите в кружок слово Да, если вы согласны с высказыванием, и слово Нет – если не согласны или допишите.

 

В период с 1 сентября 2008  года по сегодняшний день:

1. На территории школы мне предлагали наркотики                                            Да   Нет

2. Я подвергался физическому насилию на территории школы                          Да   Нет

3. На территории школы несовершеннолетние отбирали у меня деньги            Да   Нет

4. Я подвергался оскорблениям со стороны учителей                                          Да   Нет

5. В целом в школе я чувствую себя в безопасности                                            Да   Нет

6. В основном я удовлетворен взаимоотношениями и общением с

одноклассниками                                                                                                  Да    Нет

7. Своими достижениями в учебе я в общем доволен                                          Да    Нет

8.  Я нуждаюсь в помощи и защите                                                                        Да    Нет

9. Какие учебные предметы вам не хочется учить и почему?______________________

_________________________________________________________________________

10. С каким настроением ты чаще приходишь в школу: хорошим или плохим?

11. Кто или что портит настроение___________________________________________

12. Влияет ли твое настроение на учебу, получение отметок                              Да    Нет

13. Если бы можно было, ты перестал ходить в школу?                                      Да    Нет

14. Чтобы ты хотел изменить в школе, если бы все мог__________________________

_________________________________________________________________________

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ

Hosted by uCoz