назад

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 «В ПОМОЩЬ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ»

Советы классному руководителю

по основным направлениям его деятельности.

 

1.1. Деятельность классного руководителя по обеспечению здоровья школьников

Если вы хотите, чтобы ребенок был физически здоровым, то вам необходимо самому овладеть физической культурой, знать свой организм, уметь поддерживать его в здоровом состоянии. Кроме того, педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах возникновения отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Классный руководитель в течение всех лет работы с классом должен изучать состояние здоровья и особенности развития каждого ребенка. Для этого необходимо регулярно знакомиться с медицинскими картами учеников, «листками здоровья», в которых врачи указывают патологические, хронические заболевания учащихся, а также консультации врача. Совместно с психологом классный руководитель проводит тестирования, позволяющие выявить черты характера ученика, определить темперамент и другие особенности его личности, а также ведет наблюдение за поведением каждого учащегося. Все это позволяет классному руководителю и учителям определить для каждого ученика посильные требования, которые соответствуют состоянию его здоровья и личностным особенностям.

 Совместно со школьным врачом (медицинским работником) и родителями классный руководитель помогает ученику самостоятельно организовать свой режим жизни.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель помогает врачам и непосредственно участвует в проведении диспансеризации учеников своего класса.

Ведет работу по профилактике различных заболеваний, проводит с учащимися беседы о необходимости соблюдения режима дня, о личной гигиене человека, учит методикам релаксации (расслабления), проводит физкультминутки на уроках и переменах.

Разъясняет социальные и физиологические последствия наркомании (беседы, просмотр учебных фильмов, встречи с врачом-наркологом).

Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев.

Организует спортивные соревнования и игры, экскурсии и походы.

1.2. Общение классного руководителя

Если классный руководитель хочет понять положение каждого ребенка в различных сферах общения: в семье, в школе, во внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то ему необходимо самому владеть коммуникативной культурой, которая включает в себя умение объективно воспринимать окружающих людей, развитую рефлексию (самоанализ), свободное владение речью.

Вся работа классного руководителя по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности педагога. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Прежде всего классный руководитель должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении. Для этого во время бесед с родителями необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребенок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково положение ребенка в семье, каковы наследственные черты характера.

Классный руководитель проводит тестирование и социометрические исследования, выявляющие взаимоотношения ребят в классе, в частности отношения мальчиков (юношей) и девочек (девушек), «лидеров» и «изгоев» класса. Изучая индивидуальные черты характера ребенка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, классный руководитель стремится понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребенка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.

Изучив особенности общения ребенка, классный руководитель должен очень тактично помочь ему в разрешении коммуникативных проблем, создать условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, создать условия для самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.

Б) Работа с классным коллективом

Деятельность классного руководителя в сфере общения с классом имеет цель сформировать у детей коммуникативную культуру, создать благоприятный психологический климат в классе. Для этого целесообразно разработать Программу общения, в которую можно включить:

коллективные творческие дела: «Огоньки», «КВНы», походы, дискуссии, вечера отдыха и т.д., направленные на развитие речи, анализа и планирования коллективных дел и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль общения, изучили правила поведения в обществе;

беседы и дискуссии;

тренинги общения с привлечением школьного психолога;

В) Участие в общешкольных делах и работа в микрорайоне

Классный руководитель не должен ограничивать общение ребят только рамками своего класса. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с параллельным, старшим или младшим классом, участие в общешкольных делах, в различных секциях, праздниках, походах, трудовых десантах, озеленении школы, участие в районных праздниках помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

1.3. Деятельность классного руководителя в сфере обучения

А) Индивидуальная работа классного руководителя.

Чтобы помочь ребенку в обучении, классному руководителю необходимо выяснить его учебные возможности, а именно:

- особенности мышления, умение выделять главное;

- самостоятельность, умение рационально планировать свою учебную деятельность;

- интересы, склонности;

- уровень работоспособности;

- знание пройденного ранее учебного материала;

- а также особенности его учебной мотивации, в частности:

- осознание необходимости учебной деятельности;

- мотивы улучшения качества обучения.

Необходимо выявить причины отставания в учебе, в числе которых могут быть:

- состояние здоровья;

- отсутствие бытовых условий, способствующих качественному выполнению домашних заданий;

- пробелы в знаниях и умениях, отсутствие определенных учебных навыков;

- недостатки преподавания;

- отсутствие интереса к предмету;

- проблемы, связанные с волевой сферой;

- невнимательность.

Некоторые из перечисленных причин классному руководителю может помочь выявить педагог-психолог. Также он способен оказать помощь в проведении тестирований на выявление познавательных интересов, способностей, особенностей мышления, памяти, внимания, воли.

Беседы с родителями также способствуют объяснению некоторых особенностей развития ребенка. Важно понять, каким образом ученику помогают его родители; заставляют ли его делать домашние задания или он выполняет их сам, каким образом стимулируется успешная учеба дома, какая помощь семье необходима от учителя. Совместно с родителями классный руководитель способствует развитию у ребенка познавательных интересов. С этой целью проводятся обсуждения фильмов, телепередач, книг, сочинение сказок и рассказов, наблюдения за природой.

Немаловажное значение имеет и то, в какой степени ребенку помогают учиться его одноклассники, товарищи; в какой степени он сам способен оказать помощь в учебе другим.

В результате сбора информации классный руководитель имеет значительный материал, характеризующий индивидуальные учебные возможности ребенка, особенности его учебной мотивации, что дает ему возможность целенаправленно строить свою индивидуальную работу с учеником. Такая информация необходима и для организации совместной работы классного руководителя с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. С этой целью рекомендуется проводить педагогические консилиумы учителей, работающих в данном классе, организовывать консультационную помощь по предметам для нуждающихся в ней ребят.

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель организует с учащимися класса познавательные беседы и игры (заочные путешествия, викторины и т.д.), экскурсии - в библиотеки, музеи, театры с последующим обсуждением увиденного и услышанного. Он проводит диспуты, помогающие развивать диалогическое мышление, нащупывать свой взгляд на мир, мыслить с самим собой, выдвигать необычные гипотезы, подкреплять их мыслительными экспериментами.

В) Участие в общешкольных делах

Классный руководитель оказывает помощь в проведении общешкольных предметных олимпиад, конкурсов знатоков, тематических предметных вечеров и других внеклассных мероприятий по изучаемым дисциплинам.

1.4. Организация досуга

Досуг - это время отдыха учащихся и одновременно время развития их многообразных способностей и интересов, время общения с различными людьми. При организации досуга классному руководителю необходимо соблюдать следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются школьникам, а добровольно выбираются ими;

- досуговая деятельность строится на основе самоуправления, ребята сами выступают организаторами своего досуга;

- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (например, от шумной дискотеки - к спокойному общению школьников в кругу).

А) Индивидуальная работа классного руководителя

Чтобы помочь ученикам интересно и разумно организовать свой досуг, необходимо:

изучить потребности ребят, их интересы (путем индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями);

выяснить, в каких кружках и секциях они занимаются и соответствуют ли занятия в кружках, секциях психофизиологическим, физическим, интеллектуальным, коммуникативным возможностям ребенка.

Выявив индивидуальные интересы ребят и их возможности, классный руководитель должен помочь ученикам в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов (тем, кто еще нигде не занимается, но хочет).

Б) Работа с классным коллективом

Классный руководитель строит совместно с детьми деятельность класса по организации досуга таким образом, чтобы она была разнообразной и значимой для ребят, направленной на формирование культуры проведения свободного времени, культуры общения и труда путем:

- расширения познавательного и культурного кругозора учащихся с помощью всех доступных форм (экскурсии, предметные вечера, встречи, диспуты, конкурсы, посещение кино и театров и т.д.);

- участия в общественно значимой деятельности (экологической, охране памятников и т.п.);

- организации активного отдыха (спортивные праздники, игры, соревнования, туристические походы, экскурсии в лес, парк и т.д.);

- укрепления связей семьи и школы (семейные клубы, праздники, кружки, семейные беседы, вечера отдыха и т.д.);

- изучения обычаев, обрядов (участие в народных праздниках, организация кружков народной игрушки, рисунка, традиций, историческое краеведение, беседы и т.д.);

- участия в государственных и национальных праздниках, в поисковой работе;

- организация коллективной творческой деятельности класса (творческие дела, «коммунарские сборы»);

- организация добровольной трудовой деятельности с элементами экономической целесообразности, работа в летних трудовых лагерях и т.п.

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. Классный руководитель создает условия для развития самоуправления, принимая участие в работе органов самоуправления своего класса, тактично направляя работу лидеров, не ущемляя их самостоятельности и активности. Совместно с учениками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в классе.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности и нравственные качества школьников, классный руководитель внимательно наблюдает за детьми и использует новую информацию о них в своей работе.

В) Участие в общешкольных и районных делах

Классный руководитель не должен изолировать свой класс от школьной жизни (это может привести к групповому эгоизму). Поэтому каждый конкретный класс, как и другие классы, участвует:

- в общешкольных праздниках, трудовых акциях, районных мероприятиях;

- в разработке плана общешкольных мероприятий, экскурсионной, туристической работы.

Актив класса работает в содружестве с органами общешкольного самоуправления.

Досуговая деятельность класса осуществляется как часть целого - всей воспитательной работы школы.

2. Документация классного руководителя

2.1. Рабочий дневник

Форму рабочего дневника Вы можете выбрать произвольно. Имеет смысл разделить его на три части (раздела).

В первый раздел рекомендуется включить понедельные планы работы с классом и корректировать их в течение недели, кратко излагая выполнение запланированных дел или причин их невыполнения с указанием выявленных проблем.

Во втором разделе - выписать в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц: на первом листе дать характеристику ученика и его анкетные данные, сведения о родителях. На втором листе можно записывать все, что касается здоровья ребенка; на третьем - сделать заметки об особенностях его учебной деятельности (достижениях, проблемах, необходимых рекомендациях для педагогов, родителей и самого ученика), на четвертом - разместить информацию о проведении им досуга, на пятом - описать круг и особенности общения школьника, на последнем, шестом - дать характеристику участия семьи в воспитании ребенка.

На каждом из этих листов следует записать:

- каким образом изучался ребенок;

- какие проблемы наиболее актуальны для него;

- способы решения выявленных проблем и эффективность их применения.

В третьем разделе сделайте записи о работе с классом:

1. Способы изучения коллектива класса.

2. Вскрытые проблемы развития классного коллектива.

3. Планы разрешения этих проблем.

 

Примерная программа изучения классного ученического коллектива

 

I.  Состав класса

1. Возрастной состав класса.

2.        Познавательный уровень, развитие учащихся,

3.        Работоспособность и успеваемость учащихся.

4.        Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе?). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений, направленность и система ценностей, соз­нательность учащихся.

П. Сплоченность класса

1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера? Как уча­щиеся относятся друг к другу? Как они относятся к делам класса?

2.       Любят ли учащиеся вместе проводить время в школе и вне ее? Любят ли они вместе развлекаться или трудиться совместно?

3.       Дружат ли мальчики и девочки? Защищают ли мальчики девочек?

4.       Защищают ли ребята членов своего коллектива вообще?

5.       Нет ли в классе круговой поруки? Если есть, то в чем она выражается?

6.       Переживают ли школьники удачи и неудачи своего класса? Болеют ли за свой кол­лектив?

7.       При проведении общешкольных мероприятий стараются они держаться вместе или разобщенно?

III.  Организованность класса

1. Умеют ли учащиеся сами организоваться для выполнения коллективных дел? Умеют ли они распределять между собой работу и наиболее рационально ее выполнять?

2.      Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собрани­ях, на перемене, при выполнении различных дел)?

3.  Подчиняются ли они распоряжениям уполномоченных лиц?

IV.  Общественное мнение в классе.

1.  Какие поступки своих товарищей учащиеся одобряют, какие осуждают?

2.      Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение?

3.      Есть ли расхождение между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают?

4.      Критика и самокритика в классе.

V. Характер товарищеских связей в коллективе

1. Что связывает школьников; общее место жительства, место за партой, интересы, об­щая работа?

2.       Где дружат учащиеся (только в школе или вне ее)?

3.       Внимательны ли они к товарищем? Стараются ли им помочь? В чем выражается эта помощь?

4.       Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям? Умеют ли они видеть их недостатки?

5.       Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим?

6.  Правильно ли относятся учащиеся к товарищам с физическими недостатками?
VI Актив класса

1.  Состав актива,

2. Официальный (выборный) и фактический актив класса.

3.      Имеет ли актив авторитет?

4.      Выполняются ли распоряжения актива класса?

5.      Как относятся активисты к товарищам по классу?

6.      Есть ли учащиеся, постоянно находящиеся в активе?

7.      Живут ли общешкольные активисты жизнью класса, не отрываются ли они от клас­са? Уважают ли их в классе?

VII. Связь классного коллектива с общешкольным

1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах?

2.     Вносятся ли в классе предложения об улучшении жизни школы?

3.     Выполняются ли классом общешкольные поручения (постоянные и эпизодические)?

 

4.         Каков характер связей учащихся с другими классами (соревнование, совместные де­ла)?

5.         Как участвует класс в общешкольных мероприятиях?

VIII Мероприятия по дальнейшему сплочению классного коллектива

1. Какие педагогические мероприятия и дела следует провести в классе в целях сплоче­ния и организации классного коллектива?

2.       Как использовать классный коллектив для воспитательного воздействия на отдель­ных учащихся?

  

Методика А.Н. Лутошкина

«Определения стадии развития детского коллектива».

От «Песчаной россыпи» к «Горящему факелу»

         Значительная часть времени школьника, его учебной, творческой и иной деятельности, его общения проходит в классном коллективе. Чтобы это время не пропало даром для ребёнка, чтобы он мог активно и плодотворно развиваться и самореализовываться в классном коллективе,  надо чтобы он (коллектив)  предоставил ему такую возможность.

Чтобы сформировать сплочённый, творческий, работоспособный коллектив (а именно в таком каждый ученик ощущает свою полезность и сопричастность   общему делу), классному руководителю  нужно постоянно изучать индивидуальные особенности каждого учащегося и их влияние на формирование коллектива; большое внимание нужно уделить  организационно-координирующей деятельности;  необходимо регулировать межличностные отношения между детьми, детьми и взрослыми; активно содействовать общему благоприятному психологическому климату в коллективе. Не менее важно  для классного руководителя сконцентрировать своё внимание на глубоком анализе, определении дальнейших перспектив развития класса. Стал ли он коллективом? Чтобы проанализировать состояние коллектива, нужно определить уровень его развития.

А.Н.Лутошкин описал несколько ступеней развития коллектива. Предлагаю вам его  методику для определения, на какой стадии развития находится ваш коллектив. Это нужно для того, чтобы проанализировать правильность выбранной позиции по отношению к коллективу на различных этапах его развития, и при подготовке и проведении коллективных творческих дел.

Суть диагностики такова. Классный руководитель объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своём развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее ребятам предлагается определить, на какой стадии развития находится их собственный коллектив.

 

1 ступень. «Песчаная россыпь»

Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесёт часть песка, что лежит с краю, подальше, дунет ветер посильней – разнесёт песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребёт его в кучу.

Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: вроде все вместе, и в то же время каждый сам по себе. Нет того, что сцепляло бы, соединяло людей. Люди ещё мало знают друг друга или просто не решаются, а быть может, и не желают пойти навстречу друг другу…

Нет общих интересов, общих дел. Нет того центра, вокруг которого бы происходило объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.

2 ступень. «Мягкая глина»

Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддаётся воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить никаких усилий, то он может оставаться и простым куском глины. В  группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Не всё получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Зачастую скрепляющее звено здесь – формальная дисциплина и требования старших. Отношения,  в основном, доброжелательные, хотя и не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко конфликтуют. Хорошего организатора пока нет, или ему трудно себя проявить, так как по-настоящему его некому поддержать.

3 ступень. «Мерцающий маяк»

В штормовом море маяк и опытному, и начинающему мореходу приносит уверенность: курс выбран правильно, так держать! Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: я здесь, я готов прийти на помощь.

Формирующийся коллектив тоже подаёт каждому сигналы «так держать» и  каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. Но желание – это ещё не всё.  Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться, есть актив. Часто такая группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью. Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел в группе. Ей бывает трудно найти во всём общий язык…

Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.

4 ступень. «Алый парус»

Алый парус – символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской верности. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного».

Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надёжные организаторы. У большинства в группе проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-нибудь постигнет неудача.

Группа живо интересуется, как обстоят дела в других группах. Бывает, что приходит на помощь, когда об этом попросят.

Хотя группа и сплочена, но бывают такие моменты, когда она не готова идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки  сразу, но постепенно положение может быть исправлено.

5 ступень. «Горящий факел»

Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, отличное взаимопонимание, деловое содружество.

Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это ещё не всё.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя группы, которым нужна помощь? Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплочённого объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами бескорыстно приходят на помощь; где нет равнодушных, если другим плохо; где  делают всё, чтобы принести пользу людям.

Обработка полученных данных. На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива)  степень их удовлетворённости своим коллективом, узнать, как  оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистских отношений, довольных и недовольных этими отношениями.

Используя данную методику, классный руководитель должен помнить о цикличности всех периодов. По мере взросления в детях будут открываться новые грани их характеров, и надо будет продумывать новые формы деятельности; каждый год будут меняться и интересы детей, и требования взрослых, усложняясь в зависимости от уровня развития коллектива.

 

Мониторинговое исследование

«Изменение уровня воспитанности личности школьника с учетом его возрастных особенностей и индивидуального развития»

Целью данного мониторинга является выявление уровня воспитанности учащихся и оценка уровня знаний и социально значимых качеств, характеризующих систему отношений человека к обществу и к коллективу по таким аспектам как гуманный, духовный, коммуникативный, толерантный,  креативный, трудовой.

        Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

u  определение уровня воспитанности учащихся;

u  анализ аспектов, влияющих на уровень воспитанности  ребёнка;

u  подготовка решений и реализация мер, направленных на совершенствование учебно-воспитательной работы, осуществляемой учителями-предметниками, классными руководителями.

Методическая стратегия исследования включает в себя   анкетный  опросник, вопросы которого ориентированы на выявление уровня воспитанности учащихся по таким аспектам как гуманный, духовный,  коммуникативный, толерантный, креативный, трудовой.

Детям предлагаются вопросы с вариантами ответов. Обучающиеся должны выбрать один из предложенных ответов. Затем, собрав анкеты, необходимо их обработать по следующей схеме:

Наименование класса:__________________________________________________________________________

Ф.И.О. классного руокводителя:___________________________________________________________________

Количество опрошенных: ________________________________________________________________________

 

Вопрос

Кол-во уч-ся,

выбравших ответ

%

от количества опрошенных

1.  Если твой одноклассник совершает ошибку, оплошность, то ты:

А) не обращаешь на это внимание

Б) подсмеиваешься над ним

В) оказываешь поддержку

 

 

2.Я всегда рад присоединиться  к большой компании, например, встретиться с друзьями, пойти с ними погулять, принять участие в интересном общественном мероприятии

А) да

Б) это зависит от компании

В) не люблю большие компании

 

 

3.Если ты обещаешь родителям или другу выполнить какое-либо дело, но у тебя возникают затруднения, то ты:

А) выполняю обещание, даже если мне это доставляет неудобство

Б) прошу отсрочку или прошу выполнить кого-нибудь другого

В) особенно не беспокоюсь, решаю, что ничего не поделаешь

 

 

4.Культура России богата, потому что, Россия многонациональная страна, считаешь ли ты это утверждение абсолютно верным:

А) да

Б) возможно это и так

В) меня это не интересует

 

 

5.Занимаешься ли ты какой-нибудь творческой деятельностью (посещаешь художественную, танцевальную, театральную студию и.т.д.)?

А) да

Б) раньше занимался(ась), теперь нет

В) никогда не занимался(ась)

 

 

6.Есть ли у тебя постоянные обязанности по дому?

А) да

Б) помогаешь иногда по просьбе родителей

В) твоя обязанность - учиться

 

 

7.Затраты на больных и инвалидов – пустая трата денег?

А) да

Б) нет

В) это дело государства

 

 

8.Вызывает ли у тебя трудность выступать перед большой аудиторией

А) да

Б) иногда – да

В) нет, я этого не боюсь

 

 

9.Если родители обещают купить тебе обновку, но у них возникают материальные затруднения, то ты:

А) требую, так как обещания надо выполнять

Б) немного жду, потом напоминаю

В) отказываюсь  от обновки

 

 

10.Ты зашел в кафе пообедать. Есть свободное место за столиком, где сидит человек другой расы. Твои действия, ты останешься в кафе обедать?

А) да

Б) нет

В) подумаю, смотря, какая ситуация

 

 

11.Стараешься ли ты украсить свою комнату, сделать её более уютной?

А) да, мне нравится этим заниматься

Б) мне нравится уют и красота, но пусть их создают другие

В) я не обращаю на это внимание

 

 

12.Если в школе какой–либо предмет дается тебе с трудом, то ты:

А) особенно не переживаешь, оставляешь все как есть

Б) стараешься дополнительно заниматься по этому предмету

В) усиленно готовишься только перед контрольными работами

 

 

13.К тебе обращается ребёнок-инвалид с вопросом:

А) ты разговариваешь с ним естественным образом

Б) ты отходишь от него, не знаешь как себя вести

В) прохожу мимо

 

 

14.Приехав в детский лагерь, легко ли ты знакомишься с незнакомыми ребятами?

А) да

Б) я присматриваюсь к новым ребятам

В) я испытываю трудности

 

 

15.Как ты ведёшь себя при посторонних людях, в общественных местах?

А) стараюсь продемонстрировать хорошие манеры

Б) по разному

В) всегда и везде веду себя одинаково

 

 

16.Если бы к вам в класс пришли новички-беженцы из других регионов, как бы ты к ним отнёсся

А) постарался поддержать их, помог привыкнуть к новой школе

Б) отнёсся к ним спокойно, но дружить не стал бы

В) отнёсся к ним отрицательно – пусть живут на своей земле

 

 

17.В свободное время ты пошел бы:

А) в музей, на художественную выставку

Б) на стадион

В) посидел бы дома

 

 

18.Доводишь ли ты любое дело до конца?

А) всегда

Б) зависит от важности дела

В) нет, не обязательно

 

 

19.Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты сделаешь?

А) отбираю интересные и приношу

Б) принесу книги, которые я прочитал

В) если все принесут, я тоже кое-что отберу

 

 

20.Можешь ли ты, организовать игру, работу в коллективе?

А) да

Б) это зависит от коллектива ребят

В) я не люблю быть организатором

 

 

21.Тебя учитель просит выполнить общественное поручение, которое  для тебя кажется невыполнимым.

А) сделаю все что смогу

Б) обращусь за помощью

В) объясню, что я выполнить его не могу

 

 

22.Мне трудно представить, что моим другом может стать человек другой веры

А) да

Б) нет

В) для меня это не главное

 

 

23.Есть ли у тебя любимый писатель, поэт, художник, композитор?

А) да

Б) есть произведения, которые мне нравятся, но их авторов я не знаю

В) нет, я этим не интересуюсь

 

 

24.Если твоя семья ждет прихода гостей (идет уборка комнат, готовиться угощение), то ты:

А) активно помогаешь

Б) помогаешь, только если гости приходят к тебе

В) занимаешься своими делами или уходишь из дома, чтобы не мешать

 

 

25.Ты заметил среди гостей грустную девочку (мальчика), которая(ый) одиноко сидит в стороне. Что ты сделаешь?

А) ничего, какое моё дело

Б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства

В) подойду и непременно заговорю

 

 

26.Вашему классу поручили дело – посадить дерево около школы, твои действия:

А) ты считаешь, что это должен делать весь класс

Б) ты соберешь группу ребят

В) ты бы смог это сделать сам, самостоятельно

 

 

27.Если тебе сказали, что твой друг нечестно ведёт себя по отношению к тебе, то ты:

А) перестал бы с ним общаться

Б) стал бы внимательно следить за его поведением, ждать, когда он себя выдаст

В) открыто  сказал бы ему о своих подозрениях

 

 

28.Одноклассник пришёл к тебе в гости  неряшливо одет. Это тебя раздражает?

А) да

Б) нет

В) внешний вид не имеет значение

 

 

29.Нравится ли тебе читать в книгах художественные описания пейзажей, явлений природы, переживаний героев?

А) нет, я стараюсь пропускать эти места в книге, не люблю их читать

Б) читаю иногда, если есть настроение

В) да, я всегда внимательно читаю такие описания.

 

 

30.Ты пришел на уборку школы, и видишь, что все уже трудятся. Что ты сделаешь?

А) постою с ребятами, потом видно будет

Б) уйду домой, если не будут отмечать присутствующих

В) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ними.

 

 

 

Преобладание аспекта воспитанности:

Кол-во уч-ся

%

Гуманный (I)

Коммуникативный (II)

Духовный (III)

Толерантный (IV)

Креативный (V)

Трудовой (VI)

 

 

Уровень воспитанности учащихся:

Кол-во уч-ся

%

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

 

 

 

 


 

Уважаемые коллеги!

 

Вам предлагается ключ к анкете для учащихся

«Определение уровня воспитанности личности школьника с учетом его индивидуального развития».

Ключ

 

 

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компетенциях

I

II

III

IV

V

VI

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

 

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

1

В

А

Б

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

Б

В

А

8

А

Б

В

9

В

Б

А

10

А

В

Б

11

А

Б

В

12

Б

В

А

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

Б

В

А

23

А

Б

В

24

А

Б

В

25

В

Б

А

26

А

Б

В

27

В

Б

А

28

В

Б

А

29

В

Б

А

30

В

А

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Максимальный балл по каждому аспекту – 25 баллов; Максимальный балл по всей анкете – 150 баллов

Обработка результатов:

-          подсчитать сумму баллов анкеты  учащегося  по каждому аспекту.  Преобладает тот аспект воспитанности, по которому набрано наибольшее число баллов.

-          Найти процент набранных баллов от максимального балла. Оценить по нему уровень воспитанности.

Низкий уровень воспитанности – менее 50 баллов;

Средний уровень воспитанности – от 50 до 100 баллов;

 

Высокий уровень воспитанности – от 100 баллов и выше.

 

 

 

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компетенциях

I

II

III

IV

V

VI

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

 

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

1

В

А

Б

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

Б

В

А

8

А

Б

В

9

В

Б

А

10

А

В

Б

11

А

Б

В

12

Б

В

А

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

Б

В

А

23

А

Б

В

24

А

Б

В

25

В

Б

А

26

А

Б

В

27

В

Б

А

28

В

Б

А

29

В

Б

А

30

В

А

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии уровня воспитанности, основанные на ключевых компетенциях

I

II

III

IV

V

VI

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

 

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1 балл

вопроса

5

баллов

3

балла

1

балл

1

В

А

Б

2

А

Б

В

3

А

Б

В

4

А

Б

В

5

А

Б

В

6

А

Б

В

7

Б

В

А

8

А

Б

В

9

В

Б

А

10

А

В

Б

11

А

Б

В

12

Б

В

А

13

А

Б

В

14

А

Б

В

15

А

Б

В

16

А

Б

В

17

А

Б

В

18

А

Б

В

19

А

Б

В

20

А

Б

В

21

А

Б

В

22

Б

В

А

23

А

Б

В

24

А

Б

В

25

В

Б

А

26

А

Б

В

27

В

Б

А

28

В

Б

А

29

В

Б

А

30

В

А

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 НА ГЛАВНУЮ

 

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz